Анализ учебной деятельности МОУ СОШ № 19
за 2008-2009 учебный год.
В 2008-2009 учебном году школа работала в режиме 5 – дневной недели в 1-9,10 классах. В школе на начало года обучалось-149 чел., на конец года 149 учащихся. В течение учебного года из школы выбыли 5 чел., прибыли – 5 человек.
В этом учебном году педагогический коллектив школы, работая над темой «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно ориентированного обучения» поставил цель - Формирование творческой индивидуальности личности учителя и ученика и выдвинул следующие образовательные и воспитательные задачи, предусматривающие:
1.Повышение качества знаний и общей культуры учащихся:
2. Реализация принципа сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
3.Овладение всеми участниками образовательного процесса навыками самообразования .
Были определены приоритетные направления работы школы:
1. Усиление личностной направленности образования.
2. Обновление содержания образования.
3. Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие навыков здорового образа жизни.
4. Обучение учащихся каждому учебному предмету на уровне его потенциальных возможностей.
Основные методические задачи на этот учебный год:
1. Оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения педагогического мастерства и освоение информационно-коммуникационных технологий.
2.Совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
3.Активизировать индивидуальное и дифференцированное обучение с учётом физических и психологических возможностей каждого обучаемого.
4.Совершенствование работы МО.
На основании выдвинутых задач педагогическим советом школы был утверждён план работы МО, ВШК, тематика педагогических советов и воспитательных мероприятий, способствующий их выполнению.
Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребёнка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, использование мультимедийной техники в образовательном процессе, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой, с информационно-комуникационными технологиями.
Главными звеньями в структуре методической службы школы являлись методические объединения. В школе их шесть:
- «Родничок» -МО начальных классов /руководитель Беккер С.Ю./;
- «Мыслитель» -МО предметов естественно-научного цикла и математики /руководитель Яшкин В.В./;
- «Искусство слова» - МО предметов гуманитарного цикла / руководитель Пархоменко Т.В./;
- «Гармония» - МО предметов - черчение, технология, ИЗО и физическая культура, ОБЖ /руководитель Котлярова Т.Д./;
- «Кубановедение» -МО учителей кубановедения / руководитель Ефименко Н.Д./;
- «Классный руководитель».
Каждые МО работало над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы.
При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи стоящие перед школой.
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему школы. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях и в связи с необходимостью рационально использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции работников образования.
Одним из направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации и стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории.
В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив состоял из 15 учителей.
Из них имеют:
- высшую квалификационную категорию – 5 чел.,
- I квалификационную категорию – 6 чел.,
- 2 квалификационную категорию – 2 чел.,
- не имеют категорий – 2 человека.
В этом учебном году прошли курсовую переподготовку 4 учителя: Волкодав Т.И.(учитель начальных классов), Пархоменко Т.В. (учитель русского языка), Колонтаевская В.В. (учитель русского языка), Яшкина Л.В. (учитель биологии).
Повысили свою квалификацию 4 учителя: Яшкина Л.В. (высшая категория), Пархоменко Т.В. (высшая категория), Волкодав Т.И.(1 категория), Игнатенко Е.Я. (1 категория).
В 2008/2009 учебном году не подтвердили первую квалификационную категорию Ефименко Н.Д. - учитель русского языка и литературы (отказ).
Одним из приоритетных направлений работы школы в этом учебном году было повышение качества знаний и общей культуры учащихся. В связи с этим были проведены педагогические советы на темы: «Взаимодействие школы , семьи и общественности –важнейшее условие повышения качества образования школьников» и «Формирование здорового образа жизни, ответственного поведения и самодисциплины в окружающем социуме, повышение правовой культуры школьников»
Ключевым моментом во всей деятельности школы в 2008-2009 учебном году стала работа по теме «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно-ориентированного обучения». В марте 2009 года был проведён педсовет посвященный этой теме.
Опыт показал, что в данном направлении нами достигнуты определённые результаты. Об этом свидетельствует участие учащихся и педагогов во Всероссийских творческих фестивалях, конкурсах и проектах. Так ученица 7класса Ходус Н. и ученица 10 класса Медведева О. принимали участие в районном поэтическом конкурсе «Семь-Я!». Ученица 8 класса Воротникова Н. приняла участие в конкурсе литературно-художественного творчества по теме «И было слово…». Медведева О. участвовала в конкурсе творческих работ по теме «Идеи Д.С. Лихачёва и современность» (Руководитель Ефименко Н.Д.), и в районном этапе краевого конкурса художественного и литературного творчества «Служба спасения 01» в номинации «Разработки в области компьютерных технологий» (руководитель проекта Пелих И.Г.) заняла 1 место. В течение учебного года учащиеся школы приняли участие в краеведческой викторине «Екатеринодар – Краснодар – Транзит».
В ноябре 2008 года учащиеся 3-9 классов приняли участие во Всероссийском конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок», и заняли 1, 2 и 3 места в районе 6 класса Катникова А., Щербак И., Редька В и Стадниченко Е. (ученики 6 класса).
В декабре учащиеся школы приняли участие в краевой интеллектуальной викторине «Твои имена Россия – Екатерина Великая» и в первом туре краевой олимпиады на тему «История Кубани». А так же в первом заочном отборочном туре «Конкурс кроссвордов».
Так же учащиеся 3-4, 6, 8 классов приняли участие во всероссийском конкурсе по математике «Кенгуру 2009», из 17 учащихся принявших участие в конкурсе 4 вошли в 10 лучших в районе: Щербак И.(6 кл.) – 3 место, Катникова А. (6 кл.) – 7 место, Дятлов А. ( 8 кл.) – 6 место, Цветкова Т. ( 8 кл.) – 9 место.
Учащиеся 10 класса принимали участие в Кубке по поиску в интернете.
Учащийся 10 класса Пичугин Владимир стал дипломантом 3 Всероссийского конкурса проектов «Чистая планета для нашего будущего» (руководитель Яшкина Л.В.)
В апреле 2009 года учащиеся 1-7 классов приняли участие в районном этапе краевой викторины по кубановедению. Ученик 1 класса Билько В. занял 2 место в районе. (учитель Игнатенко Е.Я.)
Ученик 2 класса Иваниди М. стал участником районной научно-практической конференции школьников «Эврика». (руководитель проекта Беккер С.Ю.)
Учащийся 8 класса Дятлов А. принял участие во Всероссийском детском
литературном конкурсе «Гагарин в судьбе моей страны». (учитель Пелих И.Г.)
В предметных олимпиадах не удалось достигнуть высоких результатов. Не плохой результат по литературе показала ученица 10 класса Медведева О. (учитель Ефименко Н.Д.)
Анализ деятельности МО свидетельствует о том, что практически все МО работают над внедрением в практику основных методов обучения на основе принципов развивающего обучения, проектно-исследовательской деятельности, информатизации образования. Ставят конкретные практические задачи по формированию у учащихся мотивированной познавательной деятельности, стойких знаний, умений, навыков базового и повышенного уровня необходимых для успешной сдачи экзаменов. Всем МО предстоит заняться отработкой методики подготовки к ЕГЭ в условиях штатного режима. А также необходимо продумать методику подготовки учащихся к олимпиадам и уделить этому вопросу больше внимания.
Участие в профессиональных конкурсах – определённый показатель качественного роста педагога. В этом учебном году учитель русского языка и литературы Пархоменко Т.В. участвовала в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений, а так же в 7 всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» в номинации «Лучшие методические разработки проведения урока письма».
Классный руководитель 8 класса Колонтаевская В.В. стала дипломантом Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель» по теме мастер-класс «Формула решения школьных конфликтов», её работа вошла в сто лучших работ в России.
Анализ состояния качества знаний, умений и навыков учащихся
В течение 2008-2009 учебного года в МОУ СОШ № 19 был проведён мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся 3-10 классов. Сравнивая качество знаний учащихся за последние четыре учебных года можно отметить положительную динамику ( наблюдается рост качества знаний учащихся на 9%)
По сравнению с прошлым учебным годом процент качества знаний учащихся повысился на 3,0 % .
Таблица качество знаний учащихся 3-9, 10 классах
Учебный год |
Количество аттестованных |
Отличники |
Хорошисты |
% качества |
2005 –2006 |
146 |
23 |
32 |
38 |
2006 -2007 |
118 |
11 |
39 |
43 |
2007-2008 |
120 |
13 |
40 |
44 |
2008-2009 |
108 |
16 |
35 |
47 |
Диагностика успеваемости даёт возможность классным руководителям улучшить качество обучения учащихся, которые могут учиться без троек и отлично, помогает предупредить неуспеваемость отдельных учащихся. Так в течение учебных четвертей наблюдалась неуспеваемость следующих учащихся:
1 четверть – (9 класс) Васютинский В. (алгебра, геометрия), Рустамов Э.(алгебра, геометрия).
2 четверть – (9 класс) Рустамов Э. ( русский язык, алгебра, геометрия)
3 четверть – (8 класс) Ахметов М. (литература), Живатова Л.(русский язык, литература),
4 четверть – (8 класс) Ахметов М. ( история), Печникова В.(литература).
По результатам года неуспевающих учащихся нет.
Значительный прирост качества знаний произошёл в 10 классе (7%) – классный руководитель Котлярова Т.Д. и в 7 классе (21%) – классный руководитель Яшкина Л.В., но в течении года наблюдались скачки качества знаний от 55 до 78 %. Классному руководителю Яшкиной Л.В. в 8 классе уделить больше внимания «пограничным» учащимся и работе с учителями- предметниками с целью стабилизации в качестве обучения учащихся.
Стабильные знания на протяжении всего учебного года показали учащиеся 3 класса ( классный руководитель Волкодав Т.И., качество знаний 69 %).
Проведён анализ процента качества успеваемости на средней и старшей ступени обучения. Почти во всех классах процент качества снизился по некоторым предметам. В 5 классе по 3предметам (математика на 4 %, русский язык на 4 %, литература на 5 %), в 6 классе по 2 предметам ( история на 12 %, английский язык на 17 %), в 7 классе по 6 предметам (кубановедение на 13 %, география на 13 %, история на 13 %, биология на 13 %, английский язык на 3 %, литература на 3 %), в 8 классе по 7 предметам (кубановедение на 5 %, алгебра на 5 %, биология на 6%, английский язык на 15 %, физическая культура на 17 %, русский язык на 21%, литература на 11 %), в 9 классе по двум предметам (литература на 2 %, технология на 5 %). Но в течение года общее количество учащихся, обучающихся на «4» и на «5» увеличилось на 4 %.
В 7 классе, не смотря на отдельные предметы, в течении года наблюдался значительный рост процента качества. К концу года из 9 обучающихся 5 хорошистов и 1 отличник.
В 8 классе снижение среднего балла по ряду предметов отчасти вызвана изменениями в качественном и количественном составе учащихся ( в течение последних трёх лет постоянные изменения), а так же психологическими и возрастными особенностями учащихся данной группы. Определился круг предметов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. Резкие колебания от четверти к четверти выявлены по русскому языку, литературе, физической культуре. Необходимо более детально изучить ситуацию, выявить причины резкого колебания успеваемости учащихся и рассмотреть возможные варианты стабилизации.
Выявлены по всем предметам «пограничные» и «мигрирующие» группы учащихся, с которыми необходимо проводить работу по закреплению знаний, формированию устойчивой учебной мотивации. Класс, требующий внимания в следующем учебном году (8 класс).
Рекомендуется результаты анализа процента качества и предметной обученности подробно рассмотреть на МО.
Анализ итоговой аттестации учащихся 9 класса.
В 2008-2009 учебном году 9 класс принял участие во внешней форме аттестации по русскому языку и математике.
По обязательному предмету русскому языку, сдаваемому в новой форме с участием территориальной комиссии , 1 ученик 9 класса (Васютинский В.) показал неудовлетворительный результат и сдавал повторный экзамен по русскому языку(в традиционной
|